Кому нужно лечебное питание и можно ли заменить его обычной едой?

Кому нужно лечебное питание и можно ли заменить его обычной едой?

Часто одним из симптомов рака является потеря веса. Лечение может быть отложено до тех пор, пока вес не придет в норму, или от специального лечения придется отказаться вовсе из-за затянувшегося диагноза, проблем с диетой или истощения в начале лечения.

Содержание статьи:

Почему больные раком могут похудеть? Что делать, если они не могут нормально питаться? Как может помочь клиническое питание? Онкологи ответили на эти вопросы о «таких случаях». Петрова Елена Ткаченко и Н.Н. научный сотрудник 11-го хирургического отделения опухолей головы и шеи. Трапезникова ФГБУ «НИИ им. Н.Н. Брокина» Максим Пак.

Как возникает дефицит массы тела и можно ли его восполнить обычной едой?

Сама опухоль вызывает потерю веса из-за повышенного расхода энергии на белок — материал мышечных и кровяных клеток.

Индекс массы тела должен быть восстановлен, чтобы организм пациента мог выдержать радикальную операцию или был готов к приему полных доз химиотерапии, объясняет Елена Ткаченко. В противном случае врачи могут отказаться оперировать пациента или даже будут вынуждены сократить или увеличить интервалы между дозами химиотерапии.

Восстановление нормального веса и уровня белка имеет несколько нюансов, и один из самых важных для онкологических больных — это время. Онкологи подчеркивают, что невозможно быстро набрать вес или быстро похудеть без вреда для организма при нормальном питании. «Чтобы быстрее поправиться, люди стараются есть булочки, но при этом нарушается содержание жира в организме, углеводов и повышается уровень глюкозы в организме», — говорит Елена Ткаченко. Кроме того, у пациентов может наблюдаться распад белка, что означает, что одно и то же мясо, сколько бы они ни съели, может не усваиваться».

Если врач решит, что пациент недоедает, он может назначить лечебную диету в дополнение к обычному рациону. Это жидкая высококалорийная формула, богатая белком и другими микроэлементами, которые легко усваиваются организмом. Высококалорийная диета содержит от 1,5 до 2 килокалорий на миллилитр.

Кому нужно лечебное питание и можно ли заменить его обычной едой?

Я всегда говорю пациентам, которые принимают пищу через носо-пищеводную трубку, что мясной суп — это очень вкусно. Однако добиться ежедневного потребления калорий, достаточного количества белка и других питательных веществ, используя только бульон, небольшое количество мяса и яиц, например, может быть очень проблематично, говорит Максим Пак, член Российской ассоциации специалистов по онкологии головы и шеи. и кандидат медицинских наук. «В этом случае употребление специальной высокобелковой смеси с удвоенным содержанием калорий в дополнение к основному приему пищи обеспечивает хорошие результаты и позволяет пациенту продолжить процесс лечения».

По мнению экспертов, использование лечебного питания положительно влияет на эффективность лечения, безрецидивный период и прогноз общей выживаемости.

Когда нужно лечебное питание?

На этапе диагностики, если пациент теряет вес

Часто организм пациента истощен еще до начала лечения. Если пациент начнет терять вес на этом этапе, то к началу лечения он уже будет недоедать. Это может отсрочить лечение как минимум на месяц, даже если диагноз подтвердится и будет определен курс лечения.

Человеку необходимо поставить диагноз и пройти лечение. «Человек должен пройти диагностику и лечение: на операционном столе, на столе радиотерапии или пройти курс химиотерапии. Индекс массы тела составляет от 14 до 16. Мы теряем недели или месяцы, пытаясь восстановить вес. Но опухоль также прогрессирует, — говорит Елена Ткаченко. «Время уходит, и часто не остается времени, чтобы что-то предпринять».

Эксперты сходятся во мнении, что врачам, заметившим необъяснимую потерю веса у своих пациентов, независимо от их специализации, необходимо рассмотреть вопрос о приеме пищевых добавок. Когда люди чувствуют себя плохо, никто не хочет предполагать, что у них злокачественная опухоль. Они ищут что-то другое, кроме рака, [пока] идет потеря веса», — говорит Ткаченко. Каждый врач должен уметь назначать диетическое питание. Если стоматолог обнаруживает у пациента опухоль на языке или сильную усталость, он должен задуматься о том, что происходит с этим человеком. Но, как признаются врачи, мало кто следует таким рекомендациям, за исключением гастроэнтерологов и диетологов.

«Врачи почти понимают, что пациенты действительно начинают лечение в течение месяца в Москве, Санкт-Петербурге или Новосибирске. Пока они сядут в самолет, пока сделают анализы, пока решат, оперировать или нет, пока назначат операцию, список пакетов. Если пациент сейчас недоедает, то каким-то чудом он не вылечится, и эту опухоль нельзя будет удалить». Поэтому, конечно, уже на этом этапе мы можем рекомендовать, например, поддерживающую терапию.

Существует также категория пациентов, которые, узнав о наличии у них злокачественной опухоли, намеренно отказываются от еды. Возможно, это жертвы мифа о том, что голодание лечит рак. Противопоказаний к лечению не было, но лечение невозможно, пока вес не придет в норму. Однако таких пациентов мало — в большинстве случаев, по словам Елены Ткаченко, «страдают люди, которые худеют или поправляются сами».

Если опухоль мешает пациенту принимать пищу

Диагноз: рак поджелудочной железы, опухоли гортани, опухоли пищевода, опухоли желудка.

Опухоли в голове, шее или желудочно-кишечном тракте могут физически мешать человеку принимать пищу. Максим Пак утверждает, что любое заболевание полости рта, глотки и гортани может сопровождаться нарушением жевания или глотания: «Рот, глотка и гортань являются наиболее распространенными областями тела, где пациент не может жевать, глотать или жевать. И разные анатомические зоны».

В медицине существует термин «дисфагия» — нарушение глотания пищи, которое имеет несколько стадий.

В таких случаях пациенту устанавливают назо-эзофагеальную трубку, гастростомию или тощую кишку, и питание подается через трубку. Таким образом, человек может принимать как обычную пищу, так и питательную смесь.

Я разговаривала с родственниками родителей пациентов, и они сказали, что суп со сметаной — это еда, — говорит Елена Ткаченко. — Да, это нормальная еда, но это не та еда, которая помогает им. Отказывать человеку в супе, наверное, не имеет смысла, но если он пьет суп и параллельно ест специальное питание, это гораздо лучше».

Кроме того, во многих случаях пациенты сами отказываются от еды. Их любимая еда начинает вызывать отвращение — врачи называют это извращением аппетита. Причиной проблем с питанием может быть психическое расстройство, вызванное стрессом из-за болезни.

Во время лечения

На фоне осложнений химиотерапии у пациентов могут возникать язвы во рту, рвота и диарея. Помимо подобных побочных эффектов, радиотерапия сама по себе может препятствовать нормальному заживлению тканей, сопровождаясь снижением аппетита, тошнотой и болями в животе. В обоих случаях пациентам показана диетологическая поддержка.

На определенных этапах радиотерапии, особенно если это лечение проходит человек с опухолью в голове или шее, пациент не может есть и пить. «Почти все пациенты, проходящие данный вид лечения, сталкиваются с этим, — говорит Максим Пак. — Они не могут есть и не могут пить. Это объясняется тем, что у них лучевой эпителиит полости рта и глотки. В этом случае им приходится прибегать к питательной поддержке».

Пациентам, проходящим радиотерапию, будет трудно выпить литры любой жидкости, но выпить литры охлаждающего питания — легко. Для пациентов, проходящих химиотерапию, существует согревающая смесь.

Пациенты могут получать бесплатное питание в больнице, если они проходят лечение в стационаре, но больница сама решает, покупать ли специализированное питание. «Если руководство учреждения считает, что питание не входит в их потребности, они не будут его покупать, — объясняет Елена Ткаченко. «Другими словами, таких статей нет, и нет никакой финансовой поддержки для них».

Однако, как отмечает Максим Пак, основные побочные эффекты химиотерапии и радиотерапии проявляются не сразу, и пациенты могут столкнуться с ними после выписки из больницы.

«Эффекты радиотерапии накапливаются в течение следующих 1,5-2 месяцев после ее завершения. И то, что сегодня пациент прошел последний сеанс, не означает, что завтра ему уже станет лучше», — подчеркивает эксперт. — Трудности с глотанием будут преследовать этого пациента не менее одного месяца, или одного месяца, даже одного месяца, даже двух месяцев. А после окончания лечения пациент справедливо скажет, что в ближайшем будущем ему потребуется поддерживающая терапия».

Согласно стандартному 21-дневному курсу химиотерапии, пациент проводит одну неделю в течение одной недели и две недели лечится дома. Затем все нежелательные явления происходят в последние несколько недель. В этой ситуации онколог по месту жительства должен быть внимательным. Если пациент не может есть и пить, если есть тошнота и рвота, это признак поддерживающей терапии.

После операции, пока не восстанавливается глотательная функция

Низкий индекс массы тела является противопоказанием к любому виду хирургического вмешательства. Риск послеоперационных осложнений заставляет врача отложить на некоторое время основное лечение пациента и усиленно питаться.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Кнопка «Наверх»