Лучшие стратегии на ПК
Люди играли в стратегические игры, как и в компьютерные, задолго до появления самих компьютеров. Специалисты по этим вопросам почти единодушно называют шахматы, шашки и различные восточные настольные игры среди первых развлечений такого рода. Хотя их часто определяют как логические. К ним относятся многие карточные игры, поскольку они также включают в себя планирование и стратегическое мышление, которые являются ключевыми элементами рассматриваемого жанра. Если мы хотим говорить в более привычной манере, мы должны сначала обратиться к играм-солдатикам для детей. И речь идет не о настольных развлечениях для мальчиков с готовыми картами полей сражений, а о собственных изобретениях с использованием наборов различных фигурок солдат (часто даже из разных исторических периодов) и моделей военной техники.
Что бы приступить к игре, для начала стоит изучить лучшие игры стратегии и понять суть игрового процесса. Правила здесь были очень просты: диапазон движения фигурок определялся кубиками и линейками. Эффективность действия (например, выстрела) также зависела от количества очков, выпавших на игральных костях. Существовали и более сложные версии правил, в которых учитывались дополнительные факторы. Например, принадлежность подразделения к определенному типу, его вооружение и т.д.
Позже на основе этих правил были выпущены настольные стратегические игры. Кстати, они выпускаются и сегодня и часто основаны на своих компьютерных аналогах. Например, есть настольная стратегия Warcraft. Конечно, следуя законам спроса и предложения, предприимчивые разработчики компьютерных игр быстро начали создавать стратегии на ПК и консолях всех видов.
Краткая история компьютерных стратегий
Первые стратегические игры, появившиеся на компьютерах, были так называемыми пошаговыми стратегиями, похожими на вышеупомянутые офлайновые развлечения. Разница была лишь в том, что в первых компьютерных версиях пользователю противостоял искусственный интеллект.
По сравнению с другими жанрами стратегий, их было довольно много. Однако все они быстро стали популярными среди широкого круга геймеров, и многие из них известны и сегодня. Во многих случаях игры были выпущены для других платформ (Sega, PlayStation). Со временем появились элементы других жанров. Примеры включают ролевые игры, экономику и тактику. С развитием интернета появились многопользовательские стратегии, дающие пользователям возможность помериться силами друг с другом. Более подробно типы игр этого жанра рассмотрены ниже. Стоит обратить внимание на хронологию появления самых популярных из них в настоящее время. Не потому, что они были популярны, а потому, что они стали своего рода первопроходцами и легли в основу различных направлений жанра «стратегических игр».
Стратегии – основоположницы жанра
- Railroad Tycoon – самый первый пример экономической стратегии. Режим однопользовательский, события происходят в реальном времени. Геймеру необходимо заниматься перевозками по железной дороге. Игра стала первой в целой серии экономических стратегий Tycoon, в которой продолжает разрабатываться и выпускаться даже в наше время.
- SimCity – классическая экономическая стратегическая игра. Считается своего рода эталоном градостроительных симуляторов. Была разработана и выпущена в 1989 году. Положила начало целой серии SimCity, последняя игра в которой была выпущена в 2013 году.
- Centurion: Defender of Rome. Эта игра-стратегия на ПК допентиумного периода появилась на территории постсоветского пространства одна из первых. Разработала ее фирма Bits of Magic в 1991 году. Распространялась она на пятидюймовых дискетах. Для того чтобы играть, требовался хотя бы 386-й процессор. Но, несмотря на это, выглядела она очень впечатляюще и включала в себя элементы как пошаговой стратегии, так и стратегии в реальном времени. Кроме того, присутствовали элементы экономики.
- Пользователю (режим только для одного игрока) необходимо было расширить владения Римской Империи, начав карьеру командиром маленького отряда. Передвигая свои войска по глобальной карте, будущий император нападал на соседей; если они оказывали сопротивление, то включался режим битвы в реальном времени. Кроме сухопутных и морских сражений нужно было заниматься дипломатией, проводить игры гладиаторов и так далее. Можно смело сказать, что Centurion: Defender of Rome была прообразом современной серии Total War.
- Говоря о начале 90-х годов, нельзя не упомянуть игру Sid Meier’s Civilization, также известную как просто Civilization. Она также породила целую серию «Цивилизация». Изначально она была пошаговой стратегией на ПК и легла в основу всей линии глобальных стратегий с экономикой и политикой.
- 1992 год ознаменовался выходом одной из самых известных стратегий в реальном времени на ПК – Dune и Dune II. Вторая «Дюна» стала даже более популярной, чем первая. Кстати, она не являлась продолжением «первой части», а вышла параллельно и ее стоит считать альтернативным вариантом. «Дюны» были основаны на одноименном фантастическом романе (он был экранизированным и стал и фильм стал культовым) вышли практически одновременно, но разрабатывались разными компаниями, получившими задание от одного и того же издателя игрового контента – Virgin Iteractive.
- Первая «Дюна» содержала не только стратегическую составляющую, но и квестовую, и сюжет был привязан к упомянутому роману. Вторая «Дюна» была целиком стратегической с событиями в реальном времени и не требовала знания сюжета книги или фильма. Из-за этого она была более известной и любимой пользователями. По сюжету, геймеру нужно было завоевать всю планету Арракис, победив в девяти миссиях. Плюс ко всему можно было проходить игру трижды, каждый раз выбирая, какому Дому из трех служить. Правда, разница в стратегии заключалась только в некоторых уникальных юнитах. Чего не хватало пользователям, так это режима прохождения на двоих, где можно было бы сразиться с реальным противником, а не с искусственным интеллектом, все действия которого были предсказуемы и построены по одному алгоритму.
- Стоит заметить, что Dune и Dune II стали первыми играми, которые начали распространяться не на дискетах, а на лазерных дисках. Кроме того, обе части были переизданы для игровых приставок «Сега» и распространялись на картриджах. В 1998 году вторая игрушка получила продолжение Dune 2000: Long Live the Fighters!
- В 1994 году появилась еще одна замечательная экономическая стратегия на ПК – Transport Tycoon, более известная на просторах СНГ под названием «Транспортный магнат». Сложно сказать, были ли у нее предшественники, но вот то, что в последствии появилось большое количество подобного контента – это неоспоримый факт. Так что упомянутую игру можно одной из основоположниц этого вида стратегий.
В двух словах – суть была в том, что геймеру нужно было построить и развить транспортную сеть, заниматься пассажирскими и грузовыми перевозками и, само собой, зарабатывать деньги. - 1994 год также ознаменовался выходом игры, которая стала основой для целого культа, породила целое литературное течение и так далее. К тому же эта игра считается одной из самых успешных франшиз в истории индустрии компьютерных игр. Это Warcraft: Orcs & Humans.
- Вряд ли стоит подробно описывать геймплей, ведь фанаты и так с ним знакомы. Но для тех, кто не в курсе, стоит упомянуть, что первый «Варкрафт» был фэнтези-стратегией. Пользователь мог проходить ее как за людей, так и за орков. Здесь присутствовала и экономическая составляющая, и красочные сражения рыцарей с орками и всякой нежитью. Одним словом, это была полноценная стратегия в реальном времени.
- Еще одна исторически важная для описываемого жанра игра вышла в 1997 году и положила начало целой серии стратегий на ПК с развитием цивилизации. Age of Empires не только давала возможность почувствовать себя творцом, но, кроме того, знакомила игроков с историей нашего мира. Позже вышло несколько продолжений. Серия разошлась тиражом, превышающим 20 миллионов копий. Она популярна до сих пор и даже наметилось переиздание Age of empires в 2018 году.
- И завершает список основоположниц жанра (далеко не последняя по значению игра) пошаговая стратегия на ПК Heroes of Might and Magic: A Strategic Quest, или попросту HoMM1. Она была выпущена в 1995 году и положила начало целой серии, именуемой в народе просто «Герои». Режимы однопользовательский и многопользовательский. Следуя фэнтезийной сюжетной линии, пользователь мог выбрать одну из четырех сторон, за которую нужно было походить игру. Первая часть серии отличалась слабым искусственным интеллектом, однако впоследствии побеждать в игре против компьютера стало намного сложнее.
Таким образом, перечисленные старые стратегии стали основой для развития жанра стратегии в целом и легли в основу нескольких поджанров и типов, описанных ниже.
Заключение
Поэтому, как показывает более или менее подробный обзор вопросов, стратегические игры так же популярны, как и любой другой жанр контента. Более того, стратегия отличается своим разнообразием и может охватывать интересы очень широкого круга групп пользователей.
Как и логические игры, они не только служат развлечением, но и приносят ряд преимуществ. Что ж, спрос рождает предложение, поэтому разработчики всегда готовы предложить его пользователям. Даже если это не полноценная новинка, она является очень качественным продолжением ранее опубликованного контента и оптимизирует стратегические игры практически для всех современных платформ и мобильных устройств (например, Android).